Откуда взялись такие Сказки. Часть 6

Продолжение

Злая ведьма или мудрая наставница?

Нельзя обойти своим вниманием еще один персонаж русских народных сказок, которым запугивают непослушных детей. Речь, конечно же, о Бабе Яге. Замечено, что в русских сказках очень мало подробного описания внешности героев: «добрый молодец», «красна девица» – вот и вся информация. И только Баба Яга описывается с леденящими душу подробностями. Интересно, почему? Оказывается, образ Бабы Яги тесно связан с обрядами, которыми пользовались древние славяне, хороня покойников. И если повнимательнее присмотреться к этому персонажу, становится понятно, что Яга – это умершая женщина. К примеру, волосы распускали только мертвым (седые космы). Тело ее давно истлело (костяная нога). Она не видит настоящего («фу! русским духом пахнет!»), но зрит прошлое и будущее. Летает в ступе (колода — прообраз гроба). Следы помелом заметает (когда покойника везли на санях, след за ним заметали, чтобы душа его не смогла вернуться в мир живых). Про избушку на курьих ножках тоже интересно получается. Древние славяне верили, что душа умершего, пока совсем не покинула этот мир, нуждается в жилище. Они делали ритуальную куколку и сажали ее в специальный сруб, который помещали на упавшее дерево. А корни дерева очень похожи на куриные ноги.
Но Баба Яга не простая умершая женщина. Некоторые ученые считают, что в сказках она символизирует прародительницу рода человеческого, обладающую божественной сущностью. Живет она в дремучем лесу (в сказках такой лес олицетворял иной мир), на опушке (граница между мирами), главные герои приходят к ней за помощью. Древние славяне верили, что помощь можно получить только от мудрости предков (помните Емелю?), а предки и, соответственно, вся мудрость их находятся в ином мире. Так вот кто такая Баба Яга – она стоит на границе между миром живых и миром мертвых и является проводником для тех, кто нуждается в мудрости предков! Вспомните: в сказках обязательно встречается распутье, на нем камень с тремя надписями («направо пойдешь – коня потеряешь», и т. д.), и герой обязательно выбирает ту дорогу, на которой его ждет смерть и которая приводит его к Бабе Яге. А та начинает загадывать ему загадки, и не от вредности природной это делает. Она таким образом проверяет, достоин ли герой сокровенного знания. И если он отгадывает загадки, то становится избранным и получает от Яги волшебные дары и ценную информацию.
Да и детей Баба Яга в сказках никогда не жарила и не ела, а только грозилась. С этим связан еще один интересный древний обряд. Оказывается, в славянских деревнях знахарки-повитухи, принимая больного или недоношенного ребенка, заворачивали его в тесто со специальным заговором и засовывали ненадолго в печь, чтобы «допекся». Потом вынимали, тесто выбрасывали собакам, а ребенок в результате выздоравливал. Так что Баба Яга – персонаж скорее положительный, чем отрипательный, обладающий мудростью, дарующий помощь и исцеление. «Сказка ложь, да в ней намек… » – говорил классик. Но, похоже, ложь в сказках видит только тот, кто не умеет правильно распорядиться их богатством. Мудрость, заложенная в древних сказках, и сейчас помогает нам правильно относиться к жизни и к этому миру. Сказка по-прежнему учит, наставляет и утешает.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *